Многие родители считают, что за последний год в детском саду их дети должны пройти соответствующую программу обучения. Однако острой необходимости в этом нет. Малыши уже многое знают и умеют. Умственно развиты они хорошо.
Намного важнее развить социальные, эмоциональные и двигательные способности. Сегодня специалисты говорят уже не о школьной зрелости, то есть достижении уровня общего развития, а о готовности к школьной учебе, об его желании учиться. Для этого необходим целый ряд качеств, которые в детском саду вырабатываются в играх и о развитии которых родители не должны забывать также в повседневной жизни.
Концентрация внимания. Малыши учатся длительное время, часто несколько дней подряд, заниматься каким-нибудь одним делом.
Радость обучения. Если дать волю детскому стремлению к знаниям, то удовольствие появится само собой. Собрать коллекцию камушков, ракушек, вместе ходить в магазин за покупками, бывать на работе у родителей, посещать музеи, выставки – все эти действия будут развивать любознательность малышей.
Ловкость. Рисование, лепка тренируют моторику. Воспитатель со временем ставит пред детьми все более сложные задачи.
Усидчивость. Малыши лучше обучаются такому «сложному делу», если им дать вволю порезвиться. Позвольте ребенку бегать наперегонки, лазать по деревьям, качаться на качелях, наиграться в песочнице. Если он полностью удовлетворит свое естественное стремление к движению, то в школе он не будет непоседой.
Социальное поведение. Договариваться с приятелями о правилах игры, разрешать конфликты без помощи взрослых, уметь добиваться своего, равно как и уметь уступать, переносить критику и неудачи — все это предпосылки, которые потом позволят ребенку находить свое место в коллективе.
Уверенность в себе. Надежную эмоциональную базу малыши получают тогда, когда чувствуют расположение к себе со стороны воспитателя, других детей. Они занимают прочное место в группе.
Самостоятельность. Малыши отвечают за порядок в своих вещах и игрушках. Детей учат соблюдать порядок на «общественной» территории, после еды они убираю со стола. Они сами одеваются и раздеваются. Это хорошая тренировка, поскольку в школе им придется все это делать самим.
Личная ответственность. Малышам дают какие-либо задания, например, накрыть на стол, полить цветы, покормить рыбок, сгрести опавшую листву. Лучше всего родители могут поддержать своего ребенка тем, что позволяют ему быть беспечным ребенком. Не надо принуждать его учиться, заставлять писать, читать, считать. Однако если малыши сами, по собственной инициативе, знакомятся с буквами, цифрами — это замечательно. Любопытство – наилучшая движущая сила развития. И еще семейное тепло. Показывая детям, что мы в них верим, мы тем самым закладываем прочный фундамент из развития.