Начинать заниматься с ребенком следует как можно раньше. Совершенно очевидно, что развитие интеллектуальных способностей происходит при помощи игр. Как показывают последние результаты исследований, дети, с которыми занимались до года, в дальнейшем показывают отличные результаты.
Они лучше усваивают новый материал, более сообразительны и любознательны. Те, у которых развивали подвижность, быстроту реакции, ловкость, впоследствии оказываются более выносливыми и здоровыми.
Конечно, речь не идет, чтобы учить читать с пеленок, хотя существуют и такие методики. Умение считать и писать не признак интеллекта, и ранние навыки в этих сферах не станут гарантией опережающего умственного развития. Нередко бывает, что активное обучение приводит к тому, что к 3 годам малыш утрачивает тягу к познаниям вплоть до неприязни
Важно помнить, что мелкая моторика и двигательная активность находятся в тесной взаимосвязи с головным мозгом и влияют на тягу к познанию. Подвижные игры, направленные на ловкость, внимание более полезны, чем механическое запоминание цифр или букв. Главное, занятия для ребенка до года должны быть непродолжительными, нескучными, разнообразными и не напоминать занятия.
Игры для младенцев делятся на подвижные, логические, направленные на развитие памяти, концентрации внимания, умения держать головку, звуковое и визуальное восприятие мира, психомоторику. Последние необходимы для правильного речевого развития, поскольку с их помощью снижается риск появления логопедических дефектов речи.
Чтобы обучение приносило удовольствие и пользу, игры должны соответствовать возрасту крохи. Ошибочно полагать, что если малыш первые несколько месяцев не встает и не говорит, игры не должны меняться. Взросление происходит потрясающе быстро, малыш ежедневно осваивает новые навыки, даже если родители этого и не замечают.
Поэтому важно изучать специфику развития крохи на каждом возрастном этапе и, исходя из этого, задействовать в занятиях разные органы чувств: слух, зрение, осязание. Не стоит предлагать упражнения, до которых он еще не дорос. Так называемая работа на опережение может только навредить: утомить физически и нагрузить психику.
Занятия должны носить не эпизодический характер, а стать неотъемлемой часть жизни. Стабильная неспособность ребенка до года играть в развивающие игры, соответствующие его возрасту, может свидетельствовать о проблемах в развитии. В таком случае лучше обратиться к специалистам, которые с помощью коррекционных методик помогут ее устранить.