Эмоциональное развитие в раннем возрасте у детей

0
331

Эмоциональное развитие в раннем возрасте у детейЭмоциональ­ные пережива­ния ребен­ка раннего возраста сохраня­ют ряд особенностей, характер­ных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бур­но выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональ­ное возбужде­ние оказывает силь­ное влия­ние на все поведе­ние малыша.

В ожидании прият­ного события  (дня рождения, праздни­ка и пр.) или после него дошколь­ники становят­ся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказывают­ся от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по—прежнему мож­но наблюдать  «эмоциональ­ное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддержива­ют остальные.

Отрицатель­ные эмоции чаще всего вызывают: наруше­ние режима дня, неправиль­ные воспитатель­ные приемы кормления, укладыва­ния и умывания, недостаточ­но продолжитель­ное и эмоциональ­но насыщен­ное обще­ние со взрослым, отсутствие условий для самостоятель­ной игры, возникнове­ние  «экзальтированной» привязанности к какому — либо члену семьи, отсутствие единства требова­ний к ребенку и рассогласова­ние в приемах его воспитания.

Эмоции во многом определя­ют поведе­ние ребенка. Он действует не задумываясь, под влияни­ем сиюминут­но возникших переживаний. Чувства выполня­ют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побужда­ют к поступкам и в них же закрепляются.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте у детейВ то же время в возрас­те 1—3 лет происходят замет­ные измене­ния в эмоциональ­ной сфере. В начале раннего детства в связи с выделени­ем предметов как постоян­но существующих, имею­щих устойчивые характеристики, и формировани­ем представлений о них возника­ют чувства, связан­ные с теми объектами, которые малыш не вид­ит перед собой в данный момент.

Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержа­ние пережива­ний значитель­но обогащается, поскольку для малыша расширяют­ся границы окружающего мира, появляют­ся новые виды деятельности, увеличивает­ся круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивает­ся самостоятельность движений и действий.

В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражатель­ные переживания, у дошкольни­ка все ярче проявляют­ся собствен­ные чувства к окружающему. Эмоции детей второго года жизни тес­но связа­ны с предмет­ной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Эмоциональ­ные реакции теперь вызывают­ся более разнообраз­ными причинами, ч­ем у младенца.

Они возника­ют на объекты, с которыми предсто­ит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятель­но результат, на игровые моменты с участи­ем взрослого. Как и в предыдущий возраст­ной период, интерес к объекту в сочетании с неумени­ем действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негатив­ные реакции свидетельству­ют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нуж­но помочь, подсказать, как действовать.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте у детейЯркие, положитель­ные эмоции, выражающие­ся в улыбках, возгласах, частых обращени­ях ­ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобре­ние при каждом самостоятельном решении практической задачи, но пол­ного уме­ния еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокой­но сосредоточенном фоне, указывает на освое­ние дан­ного вида деятельности.

Положитель­ные эмоции во многих случа­ях отража­ют уровень удовлетворе­ния потребности  (познавательной, двигатель­ной и др.). Пережива­ния теперь уже связа­ны имен­но с умениями и результатами, характер­ными для самостоятель­ности человека. Поэтому мож­но сказать, что происход­ит дальнейшая социализация эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворе­ние от игры. Возника­ют переживания, связан­ные не толь­ко с услов­ными действиями, но и с сюжетом. Ребенок радует­ся и самому действию, и тому, что о­но происход­ит в организован­ной им игре.

К 3 годам у ребенка, поглощен­ного сюжетом и выполнени­ем роли, неудачи предметного характера не вызыва­ют отрицатель­ных эмоций, как раньше. Его пережива­ния теперь неразрыв­но связа­ны с сюжет­ной сторо­ной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасе­ние вызывает то, что кукла может испачкать себе платье.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте у детейСюжет­ные пережива­ния говорят о том, что предметная направленность деятель­ности уступает место игровой и на первый план выдвигает­ся не образ конкрет­ного предметно — игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не толь­ко высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

В ран­нем возрас­те развивают­ся высшие чувства, предпосыл­ки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляют­ся эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плав­ной и бодрой. Он радует­ся украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учит­ся отличать краси­вое от некрасивого, гармонич­ное от дисгармоничного.

Максим с 2 лет с удовольстви­ем слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Сто­ит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» — и настаивает на том, чтобы она замолчала. Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внима­ние на эстетичес­ки привлекатель­ные объекты:   «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающ­ем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делит­ся ими.

На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в ран­нем детстве возникает элементарная любознательность. Начина­ют появлять­ся познаватель­ные вопросы. Зарождают­ся новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремит­ся узурпировать внима­ние взрослого и протестует, когда о­но делит­ся между детьми или оказывает­ся другому ребенку.

старший ребенок с соскойТак, жела­ние вернуть себе максималь­ное внима­ние взрослых побуди­ло Лену (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску и заявила взрослым: «Дай­те мне бутылочку с соской. Налей­те чаю. Я буду сосать». В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстни­ка чувство симпатии. На 2 и 3—м году жизни проявле­ния симпатии усложняются. Накопле­ние собствен­ного опыта помогает дошкольнику понять, когда другому боль­но или когда другой голоден.

Когда взрослый обозначает в слове эмоциональ­ные состоя­ния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрас­те 2—3 лет дети оказыва­ют самостоятель­но посильную помощь пострадавшему, утеша­ют плачущего, привлека­ют к участию в удовольствии, неред­ко делят­ся сладостями, игрушками. Возрастает избиратель­ное отноше­ние к товарищам, выражаясь в яв­ных предпочтениях.

Дети хорошо понима­ют настрое­ние близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремит­ся к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает. Освое­ние дошкольником речи привод­ит к тому, что определенные слова приобрета­ют условно—эмоциональ­ное значение, способность выражать положитель­ное или отрицатель­ное отноше­ние к ребенку со сторо­ны взрослых. Слово включает­ся в эмоциональ­ные процессы, изменяя их протекание.

Когда взрослый словес­но обозначает с­вое отноше­ние к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становят­ся основой формирующих­ся в дальнейш­ем чувств, мораль­ных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценоч­ного значения. О­но приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнитель­но мимикой, жестами, интонацией, действиями.

похвала ребенкуНапример, говор­ит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепен­но слово—оцен­ка перестает нуждать­ся в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведе­ния создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

Зарожде­ние эмоциональ­ной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Сначала пережива­ния гордости неустойчивы и возника­ют лишь при прямой оценке ребен­ка взрослым. По мере повторе­ния положитель­ных оценок, направлен­ных на одни и ­те же качества, гордость становит­ся устойчивой и постоянной. Складывает­ся потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говор­ит о возникновении первых зачатков чувства собствен­ного достоинства.

С его появлением усложняют­ся реакции ребен­ка на внешнюю оценку. Когда новая оцен­ка противореч­ит старой, возникает сопротивле­ние ребенка. Поэтому в тече­ние длитель­ного времени он продолжает гордить­ся т­ем качеством, которое положитель­но оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влияни­ем новой оценки, если она сохраняет­ся достаточ­но долго, соответствующим образом перестраивает­ся детская гордость. А чувство, вызван­ное эпизодической, кратковремен­но действовавшей оценкой, неустойчиво.

Под влияни­ем воздействия на малыша положитель­ной и отрицатель­ной оцен­ки возникает чувство стыда, связан­ное со вс­ем прошлым опытом взаимодействия ребен­ка с окружающим. О­но являет­ся проявлени­ем детского самолюбия, зарождающего­ся чувства гордости и собствен­ного достоинства.

чувство стыда у ребенкаВ основе чувства стыда леж­ит формирова­ние представле­ний о положитель­но и отрицатель­но оцениваемых образцах поведения. О­но возникает у дошкольни­ка при отклонении его поведе­ния от положитель­но оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклоне­ние и воспринимает такую ситуацию как утрату положитель­ного мне­ния взрослых, пониже­ние своего достоинства.

Особен­ности эмоциональ­ного развития в ран­нем возрасте:

  • эмоциональ­ные пережива­ния кратковременны, неустойчивы, выражают­ся бурно, дети очень впечатлительны, их поведе­ние импульсивно, эмоции выступа­ют мотивами поведения;
  • происход­ит дальнейшая социализация эмоций, поскольку пережива­ния связа­ны с результатами человеческой деятель­ности и ребенок осваивает способы их выражения;
  • развивают­ся высшие чувства, среди которых особое место занима­ют симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • включе­ние слова в эмоциональ­ные процессы перестраивает их протека­ние и в совокуп­ности с установлени­ем связи между чувством и представлени­ем создает предпосыл­ки для их регуляции.